Топовые новости
Новое

Конформизм мышления хлебопашца

Конформизм мышления хлебопашцаМне самому часто приходилось отвечать на подобные вопросы. Это покажется невероятным европейцу, но передавая нагую истину, без прикрас, ссылаясь на каждого добросовестного русского, имевшего близкие отношения с крестьянами внутренних губерний, самые развитые из них воображают царя и царицу красавцами, необыкновенно сильными, необыкновенно умными и одаренными всеми добродетелями. Даже крестьянин, «обтертый» городской жизнью, никогда не поверит, чтобы царь или царица могли напиться пьяными, предаться разврату или быть тиранами; крайний предел сермяжного либерализма - это мысль, что иногда и царь ошибается, потому что его обманули, не так ему доложили». Следует сказать и о конформизме мышления хлебопашца. Приверженность к старине и обычаям предков затрудняла проникновение в его сознание новых идей. Причем черта эта весьма устойчивая, порой оборачивающаяся против самих крестьян и приводящая к любопытным парадоксам. Показателен в этом отношении уже упоминавшийся социальный эксперимент Н. П. Огарева. Поселившись в 1846 г. в своем имении Старое Акшино, он приступил к реформаторской деятельности. Сущность ее заключалась в отказе от крепостнических методов ведения хозяйства и переходе к системе вольнонаемного труда, который рассматривался как основное средство повышения общего культурного уровня работника и воспитания у него чувства человеческого достоинства. Намерения Огарева встретили противодействие самих крестьян, являвшихся объектом его социально-реформаторской деятельности. Охарактеризованный социально-психологический комплекс далеко не полон, но и он ярко выражает характерные для крестьянства явления массовой стандартизации, деиндивидуализации мотивов и запросов, предельно скованных и суженных личностных притязаний. В рамках такого образа жизни проблема личностного смысла деятельности не вызывала особых трудностей. Люди работали ради поддержания жизни своей и близких, руководствовались в своих взаимоотношениях естественными для них групповыми морально-этическими нормами; общественное значение и цели их деятельности не могли вызвать у них каких-либо сомнений.

Интересные записи
Галерея
12486 14609 14949 15691 16258