Топовые новости
Новое

Оппозиционное отношение мордовского народа к проповедуемым христианством идеям и ценностям

Оппозиционное отношение мордовского народа к проповедуемым христианством идеям и ценностямОсобое развитие получили сказки. Они часто несут в себе выраженные в аллегорической или фантастической форме народные идеи, отражают сознание масс. Наряду с приближенностью сказочного действия к условиям жизни элементом действительности, на наш взгляд, следует считать и выраженное в сказках реальное отношение к представителям церкви. Подобное оппозиционное отношение мордовского народа к проповедуемым христианством идеям и ценностям нашло отражение и в его социальном поведении. Широкую известность получило волнение крестьян Терюшевской волости Нижегородской губернии. О чрезвычайной важности этого события свидетельствует уже то, что министр внутренних дел, ознакомившись с приговором состоявшегося суда над ними, счел необходимым доложить о деле императору Александру I. Начало этого волнения относится к лету 1804 г. Тогда отказ крестьян убирать помещичий хлеб перерос в религиозно-реформаторское движение, охватившее мордовское население и соседних уездов. Вождем был мордвин Кузьма Алексеев, который, «...оставив хлебопашество, представляя себя за пророка, обольщает сам окрестных селений новокрещен и делая сие явно, рассылает подобных себе в другие селения... почему в прошедшее воскресенье, то есть 12 числа сего сентября, было на сборе в деревне Сескине обоего пола не менее 4-х тысяч душ». Внимательно вчитываясь в копии решения по делу «о ложном пророке из мордвы крестьянине Кузьме Алексееве и его сообщниках», можно найти строки, прямо опровергающие представления об Алексееве как проводнике «истинной» старой мордовской веры: «... а чтобы показать себя пророком, посланным к мордве, начал их древние обряды при мольбищах поклонением на запад, отправлением мольбы, когда приносились в жертву гуси и мед к ночи, а по их древним обрядам отправлялись оные днем, а к ночи делали они мольбу, называемое братчина, принося в жертву быка и пиво. При таковых мольбищах употреблялись у них начальники, называемые вазатеи... Но он сие отменил, сделав себя начальником и пророком, а сообщников своих также особыми именами не называл».

Интересные записи
Галерея
10993 12486 13230 14949 16258