Топовые новости
Новое

Слухи об ожидаемых царских милостях связанных с именем Павла Петровича

Слухи об ожидаемых царских милостях связанных с именем Павла ПетровичаВполне понятно и самозванчество Е. И. Пугачева - «государя Петра Федоровича», чудесно спасшегося от козней Екатерины II, который Казаков и русских И мокшан ведет. Эрзян и татар Он с собой зовет. В конце XVIII в. проявляются слухи об ожидаемых царских «милостях», связанных с именем Павла Петровича. Популярности его в крестьянской среде способствовали общеизвестная нелюбовь Екатерины II к Павлу, а также инсценирование Пугачевым своих дружеских отношений с «сыном», подчеркивавшим приверженность Павла делу «отца». В мордовских исторических песнях Павел изображается не редко как страдалец за попытку дать крестьянам вольную. Он не похож на других государей, ведет скромную жизнь, живет не в петербургских дворцах, а в казацких, яицких степях. Именно там за простым столом он пишет указы об истреблении господ и превращении богатеев в пахарей, об отмене крестьянских податей, рекрутчины, о воспитании крестьян грамотными и культурными людьми. Непродолжительная социальная практика жизни без господ времен пугачевской войны расширила и углубила крестьянский идеал нового общественного устройства. Народные песни в поэтической форме отражали стремление масс к свободе, к новому государственному устройству, которое должен им принести «добрый царь». Причем традиционализм этого образа был настолько велик, что несовпадение крестьянских взглядов на государственную власть повседневной закрепостительной политикой царизма убеждало народ в «неистинности» правящего монарха. В мордовском фольклоре это нашло отражение в появлении цикла песен, в которых государь (иногда он зовется Петром Великим), олицетворяет силы зла и несправедливости: Из человеческой крови пущу реки, Из людских костей настелю мосты, Из толстых костей настелю балясы, На балясах насажаю черепа людей. Крестьянину, видимо, проще было объявить ряд правящих монархов антихристами, чем подвергнуть сомнению образ царя - народного заступника, «помазанника божьего» на земле. Наряду с легендами о царях-избавителях и самозванчеством другим характерным проявлением крестьянского монархизма была вера в «милостивые царские указы».

Интересные записи
Галерея
10993 12486 13230 14949 15691