Топовые новости
Новое

Время активного церковного строительства

Время активного церковного строительстваЖивопись в XVIII - первой половине XIX в. в мордовском крае развивалась по направлениям, традиционным для российской провинции. С одной стороны, здесь была довольно широко представлена религиозная школа. Это было время активного церковного строительства не только в городах, но и селах, чему способствовало завершение процесса христианизации мордвы. В одном только Саранске в начале XIX в. церквей насчитывалось более десяти. Это вызвало большую потребность в иконах, росписи интерьеров культовых построек и, значит, способствовало расширению деятельности местных иконописных мастерских. К сожалению, сведения о них чрезвычайно скупы. Повидимому, они имели местное значение и были малоизвестны в других губерниях. Возможно, они испытывали влияние хорошо известного тогда арзамасского иконописного промысла. Местные мастера по традиции именовали себя цеховыми живописного ремесла. Их имена и работы почти не сохранились. Известны лишь некоторые факты. Во второй половине XVIII в. возводился ряд построек Санаксарского монастыря. Большой вклад в это дело внес иеромонах Филарет, который был не только архитектором, но и художником-живо - писцем. Он создал иконы для иконостаса, а также фрески. Росписи, отличавшиеся яркостью красок, сплошь покрывали стены и колонны собора. До наших дней сохранились лишь фрески в верхней церкви храма, и они свидетельствуют о высоком мастерстве автора. В 1773 г. иконы для иконостаса Петропавловской соборной церкви Саранска были написаны живописцем Стародубским. Тогда же - в конце XVIII в. - иконописец П. Петров заново расписал иконостас церкви в с. Макаровка. В первой четверти XIX в. в Саранске работали цеховые живописного ремесла Ергаевы - Афанасий Тимофеевич и его сыновья Семен и Степан. Другим направлением развития изобразительного искусства была светская живопись. В XVIII в. она бытовала главным образом при дворянских усадьбах. Ее создателями были, как правило, крепостные, талант которых получал развитие чаще всего по воле случая. Их имена также почти неизвестны. Счастливым исключением является А. Ф. Зяблов, крепостной художник рузаев-ского помещика Н. Е. Струйского.

Интересные записи
Галерея
10993 12486 14949 15691 16258